«До Томска и обратно без подзарядки»: новосибирские студенты создают электровелосипед с увеличенным запасом хода
Студенты Новосибирского государственного технического университета НЭТИ работают над созданием электровелосипеда с увеличенным запасом хода, комфортным для путешествий на дальние расстояния. Проект реализуется на базе Центра студенческой проектной деятельности НГТУ НЭТИ в кооперации с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова.
«Я участвую в проекте по усовершенствованию электровелосипеда, в частности, мы модернизируем конструкцию и увеличиваем запас хода, чтобы расширить туристические возможности. Использование емкой батареи позволит перемещаться на значительные расстояния: на таком велосипеде можно съездить до Томска и обратно на одном заряде, которого вполне хватит на 500 км. Наш прототип имеет колеса 26 дюймов, благодаря такому решению, используя вилку и раму, предназначенную для 27,5 дюймов, мы поднимаем корпус велосипеда, что позволит избежать лишних ударов блоком аккумулятора о бордюры или корни с пнями. В нижнем блоке электровелосипеда планируется установка аккумулятора с предусмотренной защитой от холода и ударов. В средней зоне — бортовой компьютер, где будут все микросхемы, контроллеры, дающие данные о заряде аккумулятора, скорости передвижения, километраже. В верхнем блоке размещен экран и маленький подсумок для необходимых вещей. Ведется работа над усовершенствованием — хотим сделать удобный багажник и переднее крыло, воплощающее концепцию палатки: жесткая конструкция и по бокам мешки, куда можно складывать вещи для путешествий, для экспедиций», — рассказал один из разработчиков, студент физико-технического факультета НГТУ НЭТИ Илья Терентьев.
«В данном вроде бы простом и понятном объекте необходимо было расставить компоненты изделия не просто по логике эксплуатации, но и исходя из эргономичности, расстояний и размеров. Обхваты рукояток руля, расстояние от сидения до руля и многие другие важные позиции, которые улучшают комфорт сидения и перемещения человека. Особой задачей стали дополнительные элементы и функции, например, бутылочка для воды и заднее сиденье. Необходимо было не только рассчитать и спроектировать основную часть велосипеда, чтобы она гармонично принимала дополнительную функциональность (элементы крепления), но и избежать блокировки выполнения основных сценариев дополнительными функциями и спроектировать эти элементы так, чтобы они хорошо сочетались с основным изделием, дополняли его и улучшали общий вид. Также важным моментом стало проектирование кожухов. В таких изделиях важно учитывать биомеханику человеческого движения, чтобы объект не травмировал человека и не способствовал развитию паразитических (вредных для тела) моделей поведения. Потребитель будет видеть 99% времени именно раму с кожухом, нужно было предусмотреть общую эстетику. Командным решением было использовать отсылки к советскому дизайну, а также учитывать последние модные тренды в проектировании. В задачи формообразования вошли, таким образом, не только поиск концептуального размещения компонентов внутри кожухов, но и стилизация формы, поиск нужных линий, изгибов и углов, чтобы общий внешний вид приблизился к искомым прототипам образа и вдохновлял пользователей уверенным, надежным внешним видом», — комментирует участник совместного проекта, студент направления «промышленный дизайн» НГУАДИ им. А.Д. Крячкова Алексей Матвеев.
Практически все электровелосипеды на рынке создаются на основе зарубежных проектов и комплектующих и являются либо полностью производимыми на территории зарубежных стран, либо собираются из ввозимых оттуда комплектов. Вследствие этого представленные модели не удовлетворяют весь спектр климатических и функциональных потребностей российских потребителей.
«Мы собираем отечественный электровелосипед, который, очень надеемся, в мороз не “заглохнет”, куда надо доедет, где не надо, не сломается. И ориентируемся на отечественное производство. При разработке дизайна мы опирались на отечественную школу технической эстетики, смотрели на произведения мототехники времен СССР», — отмечает Илья Терентьев.
По словам разработчика, благодаря модульной конструкции пользователь может сам выбирать конфигурацию (модель) своего велосипеда — для города, для дальних поездок и путешествий. Конструкция предусматривает создание грузового варианта. Процесс переделки следующий: снимается вилка, при помощи комплектных деталей удлиняется база велосипеда и конструируется новая рулевая оснастка, позволяющая сохранить положение велосипедиста, не вынуждая его сгибаться. Такой формат дает возможность перевозить грузы и подойдет для исследовательских экспедиций. Модульная конструкция электровелосипеда позволяет гибко подстраивать дизайн и характеристики транспортного средства под требования конечного потребителя.
В планах работа над багажником и крылом, которые будут удобны велотуристам, а также продолжение работы над дизайном и электронными блоками.