Беспилотник НГТУ НЭТИ — для быстрой и качественной диагностики ЛЭП
Новости
Эффективный метод диагностики воздушной линии электропередачи с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) разработали на кафедре техники и электрофизики высоких напряжений факультета энергетики НГТУ НЭТИ. Более оперативно и точно выявлять дефекты на ЛЭП даже в труднодоступных местах позволяет предложенный учеными университета альтернативный способ управления беспилотником — с помощью электрического и магнитного поля самих линий электропередач.
По словам Владимира Егоровича Качесова, профессора кафедры техники и электрофизики высоких напряжений, беспилотники с помощью специального диагностического оборудования осуществляют контроль высокочастотного излучения линии электропередачи, тепловизионный и ультрафиолетовый контроль, а также фото- и видеофиксацию. При спутниковом управлении беспилотником минимальная высота полета составляет около 50 метров, что осложняет возможность рассмотреть дефекты и распознать их. Управление посредством электромагнитного поля позволяет более близко подлетать к линиям электропередач и получать качественное изображение конкретной части аварийного участка. Кроме того, беспилотник может долететь в труднодоступные места, например, в болотистую местность. Предложенный учеными НГТУ НЭТИ способ диагностики ЛЭП позволяет сократить время на поиск дефектов и в целом повышает качество мониторинга.
«У современных БПЛА управление идет посредством спутников, и чем ближе летательный аппарат к проводам воздушной линии электропередачи (ЛЭП), тем хуже он управляется. Кроме того, сама ЛЭП является источником излучения, в том числе высокочастотного, что может приводить к падению беспилотника. Мы разработали способ автопилотирования с помощью электрического и магнитного поля линии электропередачи. Поле промышленной частоты позволяет управлять БПЛА, т.е. удерживать его над трассой линии. Более того, чем ближе БПЛА к проводам, тем устойчивее он управляется», — рассказал Владимир Егорович Качесов.
Уже есть опытный образец — беспилотный летательный аппарат, на который планируется установить аппаратуру для осуществления мониторинга. Данный способ диагностики заинтересовал электросетевые компании: в томских распределительных сетях планируют проводить диагностику линии электропередачи напряжением 110 кВ.
Рис.1. БПЛА (3) в электрическом поле линии электропередачи (1 – провода; 2 – линии равной напряженности электрического поля)
Рис. 2. Трасса воздушной ЛЭП (1), БПЛА (2)
По словам Владимира Егоровича Качесова, профессора кафедры техники и электрофизики высоких напряжений, беспилотники с помощью специального диагностического оборудования осуществляют контроль высокочастотного излучения линии электропередачи, тепловизионный и ультрафиолетовый контроль, а также фото- и видеофиксацию. При спутниковом управлении беспилотником минимальная высота полета составляет около 50 метров, что осложняет возможность рассмотреть дефекты и распознать их. Управление посредством электромагнитного поля позволяет более близко подлетать к линиям электропередач и получать качественное изображение конкретной части аварийного участка. Кроме того, беспилотник может долететь в труднодоступные места, например, в болотистую местность. Предложенный учеными НГТУ НЭТИ способ диагностики ЛЭП позволяет сократить время на поиск дефектов и в целом повышает качество мониторинга.
«У современных БПЛА управление идет посредством спутников, и чем ближе летательный аппарат к проводам воздушной линии электропередачи (ЛЭП), тем хуже он управляется. Кроме того, сама ЛЭП является источником излучения, в том числе высокочастотного, что может приводить к падению беспилотника. Мы разработали способ автопилотирования с помощью электрического и магнитного поля линии электропередачи. Поле промышленной частоты позволяет управлять БПЛА, т.е. удерживать его над трассой линии. Более того, чем ближе БПЛА к проводам, тем устойчивее он управляется», — рассказал Владимир Егорович Качесов.
Уже есть опытный образец — беспилотный летательный аппарат, на который планируется установить аппаратуру для осуществления мониторинга. Данный способ диагностики заинтересовал электросетевые компании: в томских распределительных сетях планируют проводить диагностику линии электропередачи напряжением 110 кВ.
Рис.1. БПЛА (3) в электрическом поле линии электропередачи (1 – провода; 2 – линии равной напряженности электрического поля)
Рис. 2. Трасса воздушной ЛЭП (1), БПЛА (2)