13 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Выпускник аспирантуры НГТУ НЭТИ сделал «умные часы» для отслеживания засыпания водителей за рулем

Новости

Изобретатели новосибирской компании «Элрон» создали «умные часы» — устройство SleepControl, позволяющее контролировать состояние водителя и предотвратить засыпание за рулем. За эту разработку генеральный директор компании Иван Лебедев в 2020 г. стал номинантом премии «Человек года» журнала «Деловой квартал».

 

Иван Лебедев защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Техника высоких напряжений» в Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ в 2012 г. В 2019 г. он открыл инновационную компанию, в портфеле которой на сегодня 122 проекта и 51 000 изобретений и устройств. Лебедев — автор 12 патентов (5 из которых — патенты на изобретения).

В интервью «Деловому кварталу Иван Лебедев рассказал: «Идея устройства SleepControl пришла спонтанно, во время прохождения акселератора А:Старт в Академпарке. Я сам как водитель со стажем неоднократно сталкивался с ситуациями, когда требовалось проводить за рулем много времени, и мне всегда не хватало устройства объективного контроля усталости — гаджета, который мог бы просигнализировать: «Стоп, нужно отдохнуть, дальше ехать опасно».

В компании «Элрон» выяснили, что в среднем 20—25% инцидентов на дороге за рубежом и в России происходят по причине засыпания водителей за рулем, и поняли, что пятую часть ДТП можно было бы предотвратить. А это ни много ни мало только в России минус более чем 25 тысяч аварий.

Как ни странно, удачных решений для водителей автомобильного транспорта до сих пор не было ни у нас, ни за рубежом. Некоторые разработчики предлагают устанавливать камеры для визуального контроля, но их нельзя использовать водителям в очках, также они дают ложные срабатывания из-за отворотов головы водителя. Другие предлагают устройства контроля в виде кепки, которую проблематично использовать в холодное время, еще одна идея — размещать устройство на пальцах, опять проблема использования в зимнее время: не получится надеть перчатки, да и крепление на пальцах недостаточно надежно.

Итог анализа — проблема засыпания водителей за рулем присутствует, но эффективных решений в виде отдельного устройства нет.

Работая над проектом, Иван Лебедев с коллегами поняли, что можно расширить границы предупреждения водителей, и это стало преимуществом компании «Элрон» в дополнение к удобному и эффективному устройству, которого нет ни у одного из имеющихся на рынке продуктов.

SleepControl представляет собой часы, которые позволяют контролировать состояние водителя. Устройство прогнозирует момент засыпания на ранних стадиях: когда глаза водителя еще открыты, но он не осознает, что начинает погружаться в дрему и скорость реакции снижается. Если возникает риск засыпания, то устройство сообщает об этом вибрацией, звуком, а в экстренных случаях — электровоздействием.

В дополнение к краткосрочному прогнозу по засыпанию водителя (несколько минут, что присутствует у некоторых других разработчиков) в компании Ивана Лебедева добавили среднесрочный прогноз (несколько десятков минут — чего нет у других разработчиков). Это позволяет заранее предпринять какие-то действия. Краткосрочный прогноз — на основе анализа кожно-гальванических реакций, среднесрочный — на основе анализа характеристик пульса.

В конце 2020 г. изобретение получило финансирование от Фонда содействия инновациям по гранту СТАРТ-1 на развитие проекта. В начале 2021 г. подана заявку на изобретение в Федеральный институт промышленной собственности, она находится на экспертизе по существу, во второй половине года ожидается получения патента.

Сейчас в компании работают над новым дизайном как самого устройства в виде часов, так и дополнительного блока, поставляемого для транспортных компаний: приемопередающего устройства для информирования диспетчеров о состоянии водителя.

Плановая стоимость гаджета — несколько тысяч рублей для частных водителей и чуть выше — для транспортных компаний. В 2021 г. планируется выполнить пилотирование устройств и, возможно, ограниченный выход на рынок.

«Наша основная задача, — говорит изобретатель, — обеспечить частных водителей и транспортные компании возможностью объективного контроля, повысив тем самым безопасность на наших дорогах».

 

Интервью с Иваном Лебедевым в журнале «Деловой квартал», выпуск к форуму «Будущее города»


 


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх