Дом научной коллаборации им. Юрия Кондратюка стал федеральной инновационной площадкой
Заявка ДНК НГТУ НЭТИ посвящена реализации инновационной образовательной программы «Создание динамичной модели обучения инженерному предпринимательству школьников и молодежи на базе опорного вуза региона». «Наш ДНК открылся и работает на базе крупнейшего технического вуза Сибирского региона, НГТУ НЭТИ вот уже 70 лет является образцом школы инженерных кадров, поэтому выбранное нами инженерное направление является естественным и логичным, — прокомментировала новость Елена Рязанова, директор ДНК им. Ю. В. Кондратюка. — Программа, которую нам предстоит реализовать в статусе федеральной инновационной площадки, рассчитана на пять лет и имеет целью создание системы инженерно-технического образования, которая обеспечит повышение престижности инженерных специальностей и создаст условия формирования развивающей технологической среды, осознанного выбора школьниками профессиональной деятельности».
Из заявки: «Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, готовых к творческой работе в команде. У инженера должны быть компетенции, которые позволят управлять всеми этими процессами. Эти идеи изложены в книге «Переосмысление инженерного образования», где описывается подход CDIO (Сonceive, Design, ImplementandOperate – осмысляй, создавай, претворяй в жизнь и управляй) как один из магистральных мейнстримов реформирования современного инженерного образования. Ключевыми компетенциями инженерного образования должны стать метапредметные компетенции:
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в команде: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, развитие лидерских качеств;
- сформированность системы межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- мотивированная готовность продолжить образование в высшем учебном заведении, осознание необходимости и способность к обучению в течение всей жизни), создание системы формирования профессиональной направленности и осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории;
- формирование системного мышления путем установления межпредметных связей;
- формирование экономической культуры и экономического мышления (знания в области экономики, менеджмента и ведения бизнеса).
Участниками проекта станут учащиеся 5—11 классов образовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования Новосибирска и Новосибирской области, а также педагоги.
В числе мероприятий, которые будут проведены за пять лет:
- Разработка и внедрение системы управления реализацией инновационного образовательного проекта.
- Разработка образовательных программ инженерно-технологической направленности (Лаборатории: «Интеллектуальных производственных технологий и промышленный дизайн», «Электроники», «Робототехники и информационных технологий», «Ресурсосберегающей энергетики»).
- Проведение проблемного семинара «Формирование основ инженерного мышления школьников на уровне общего образования: успешные педагогические практики».
- Разработка модели детского проектно-инженерного офиса.
Практическая значимость работы ДНК им. Ю. В. Кондратюка НГТУ НЭТИ как федеральной инновационной площадки заключается в том, что решения по организации образовательного процесса, разработанные и апробированные за эти пять лет, станут готовым методическим комплектом, который моно использовать в любом учреждении образования регионов России.
Справка: Дом научной коллаборации (ДНК) — новый стандарт учреждения дополнительного образования научно-технической направленности, в котором будут проходить бесплатное обучение школьники с 5 по 11 классы. Дом научной коллаборации им. Ю. В. Кондратюка НГТУ НЭТИ открылся 1 октября 2020 года в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование».
ДНК включает в себя следующие направления:
- урок технологии;
- урок биологии;
- лаборатория «Интеллектуальных производственных технологий и промышленный дизайн»;
- лаборатория «Электроника»;
- лаборатория «Робототехника и информационные технологии»;
- лаборатория «Ресурсосберегающая энергетика»;
- коворкинг-центр.
Статус федеральной инновационной площадки (ФИП) имеет заявительный характер. Заявка на получение статуса ФИП должна содержать проект (программу), имеющий целью развитие образование, разработку и внедрение обучающих программ, создание комплекса учебно-методических и дидактических материалов и т.д.